Левая колонка
Опрос
Откуда вы узнали о нашем сайте?







Ваш род занятий







  

Деловой ужин для руководителей компаний "Мировые тенденции антикоррупционного регулирования и их влияние на деятельность компаний в России" 10.03.2010

Деловой ужин для руководителей компаний "Мировые тенденции антикоррупционного регулирования и их влияние на деятельность компаний в России"

Почётными гостями организованного IBLF-Россия делового ужина, были Марк Мендельсон, заместитель руководителя отдела надзора Министерства юстиции США, и посол США в России Джон Байерли.

В своем докладе Посол США в России Джон Байерли говорил о необходимости объединения усилий государственного и частного секторов в борьбе с коррупцией.

Марк Мендельсон, отвечающий за Закон о коррупции за рубежом (FCPA), выступил на тему "Мировые тенденции антикоррупционного регулирования и их влияние на деятельность компаний в России". Законодательство США о коррупции касается любой компании, ведущей бизнес в стране или торгующейся на американских биржах. Оно также оказывает влияние на законодательные изменения в других странах.

IBLF-Россия благодарит компании Baker & McKenzie и KPMG за поддержку мероприятия.

******************************

Речь посла США Джона Байерли


Для меня большая честь выступать в такой представительной аудитории. На конференции будет обсуждаться антикоррупционное законодательство, принятое как в России, так и в США, и его влияние на способы ведения бизнеса. Однако сегодня я хотел бы сказать несколько слов о том, почему борьба с коррупцией в России так важна для Соединённых Штатов.

Интересы государственного и частного секторов совпадают

В вопросах борьбы с коррупцией интересы государственного и частного секторов совпадают. Коррупция калечит экономику и поэтому вносит напряженность в политическую систему страны.

Коррупция искажает правила игры и поэтому препятствует эффективной конкуренции частных предприятий. В условиях коррупции невозможно эффективное функционирование рынка, что наносит ущерб как потребителям, так и производителям.

Коррупция увеличивает риски по сделкам, поскольку в условиях коррупции невозможно сколько-нибудь точно оценить стоимость сделки или отношение прибыли к рискам. Кроме того, средства, уплывающие в карманы коррумпированных чиновников, не инвестируются в расширение бизнеса и не направляются на научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы.

Аналогично этому, непоступление денег в казну сдерживает развитие материальной и социальной инфраструктуры. Взятки всем этим таможенникам, пожарным и налоговым инспекторам, санэпидстанции – ведут в конечном итоге к повышению цен для потребителя. И далее этот порочный круг замыкается, понижая качество жизни всего населения.

Понижение уровня жизни в лучшем случае может привести к требованиям перемен. В этом случае коррупция становится предметом политической борьбы между различными политическими партиями и движениями. Руководство страны, показывая своё неприятие коррупции, принимает более строгие законы, а судебная система обеспечивает наказание тех, кто игнорирует или нарушает эти законы. В идеале такой «круг благоразумия» ведёт к улучшению инвестиционного климата, поскольку потенциальным инвесторам предоставляется больше гарантий по защите интеллектуальной и материальной собственности и вытекающих из контракта прав инвестора. Компании получают уверенность в том, что их инвестиции и прибыль будут защищены, их идеи, изобретения и материальная собственность получат юридическую защиту со стороны государственных институтов.

К счастью, борьба с коррупцией является той сферой, в которой американские, российские и транснациональные корпорации могут сыграть положительную роль. Отказываясь давать взятки, компании создают атмосферу, в которой бюрократам становится труднее вытягивать из них деньги. Если заранее обучить своих сотрудников приёмам надлежащего поведения в условиях чиновничьей коррупции, то эти сотрудники будут лучше подготовлены к тому, чтобы отклонять предложения по выплате взяток.

Очевидно, компании должны серьёзно подходить к своим обязательствам в сфере деловой этики. Нормой стало появление сотрудников, ответственных за соблюдение деловой этики. Усилия компаний по созданию корпоративной антикоррупционной культуры стали обычным делом. Чаще стали применяться принципы строгого корпоративного управления.

Когда компании собираются вместе с целью обсуждения практических мер по противодействию коррупции, возникает мощное взаимодействие участников, как на этой конференции, проходящей под эгидой Международного форума лидеров бизнеса. Поэтому я поддерживаю инициативу участников этой конференции по подписанию Соглашения о корпоративной этике. Такой шаг показывает как правительству, так и частным компаниям, какое большое значение бизнес придает борьбе со взяточничеством.

Когда частные и государственные предприятия работают совместно, они, конечно, могут достичь большего. Поэтому Соединенные Штаты заинтересованы в оказании поддержки всем компаниям, чтобы они соответствовали духу и букве антикоррупционного законодательства. Соединенные Штаты также поддерживают как президента Медведева, так и премьер-министра Путина в их усилиях по борьбе с коррупцией в России. Они оба дали ясно понять, что хотели бы сделать российскую экономику более конкурентоспособной, при этом борьба с коррупцией является ключом к достижению этой цели.

К сожалению, здесь многое ещё предстоит сделать. Помню, как я читал книгу «СССР – секреты коррумпированного общества» - фундаментальный труд о коррупции, написанный в 1970-м году Константином Симисом. Эта книга была опубликована на Западе, и я вспомнил о ней для того, чтобы подчеркнуть, что многие проблемы, с которыми Россия борется сегодня, достались ей в наследство от той застойной социально-экономической системы. Сегодня вы можете прочитать о масштабах этой проблемы в российской прессе или в интернете, многие обсуждают эту проблему в своих блогах.

Вот, что люди пишут на эту тему. Во-первых, объективная международная оценка. Согласно исследованию международной организации «Трансперенси Интернешнл», по уровню прозрачности экономики в 2009 году Россия оказалась на 146-м месте в мире (из 180 мест). Это в компании с Зимбабве, Украиной и Сьерра-Леоне. Это хуже, чем у Нигерии (130 место), Египта (111 место), Китая (79), Болгарии (71) и Кубы (61). Это чуть лучше, чем у Гвинеи-Бисау, Киргизии, Венесуэлы (162 место), Гаити (168) и Афганистана (179). По сравнению с 2008 годом Россия поднялась на одно место – с 147-го на 146-е. Это произошло в знак признания усилий Медведева, направленных на борьбу с коррупцией (подробнее об этом ниже). Шесть лет назад – в 2004 году – Россия была на 90-м месте, однако за последующие три года быстро опустилась ниже 140-го места.

В конце 2008 года начался экономический кризис, который по мнению многих наблюдателей привел к тому, что плохая ситуация в России стала ещё хуже. По данным министерства внутренних дел в 2009 году средний размер взятки увеличился в два с половиной раза и дошел до 750 долларов. Согласно заключению группы экспертов «InDem», ежегодно россияне платят около 318 миллиардов долларов в виде взяток – это примерно треть валового продукта страны. Взятки, откаты, вымогательства и экономические преступления ведут к повышению себестоимости продукции примерно на 40%. Согласно исследованию, проведенному в ноябре 2009 года аудиторской фирмой «ПрайсвотерхаусКуперс», по масштабам экономических преступлений Россия находится на первом месте в мире, продемонстрировав рост в 12% по сравнению с уровнем 2007 года. По масштабам экономических преступлений Россия на 34% превосходит средний уровень стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и на 30% превосходит среднемировой уровень.

Естественно, проблему такого масштаба невозможно скрыть под ковром. Летом прошлого года компания «ИКЕЯ» объявила, что она прекращает инвестиции в России из-за всепроникающей коррупции и требований платить взятки. Недавно «ИКЕЯ» уволила двух своих руководителей высшего звена в России из-за обвинений во взяточничестве.

Медведев

Я уже отмечал, что сейчас в прессе и среди россиян в интернете всё громче звучит критика коррупции в России. Я говорил о том, что в идеальном мире такая открытая критика начинает оказывать влияние на политические споры и действия политических лидеров. Многие здесь считают, что бремя коррупции и цена, которую за нее приходится платить обществу, возможно, уже достигли критической точки в России. Безусловно, обрисованный президентом Медведевым образ России подчеркнул то важное значение, которое он придает искоренению коррупции в стране, и сегодня эта проблема гораздо чаще становится предметом дебатов среди политиков и общественности, чем несколько лет назад. Мы видим, что уже предпринимаются шаги для сокращения коррупции.

В прошлом месяце президент Медведев объявил о коренных преобразованиях в российском министерстве внутренних дел с целью искоренения коррупционного “зла”. Он регулярно говорит о том, что экономическая отсталость и коррупция являются ключевыми факторами, лежащими в основе многих проблем России. В своей знаменитой программной статье “Россия, вперед!”, опубликованной в интернете в сентябре прошлого года, он писал: “Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих 'предпринимателей’. Они хорошо устроились. У них ‘все есть’. Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство”.

Как и миллионы простых россиян, которым он адресовал эти слова, США хотят, чтобы усилия президента Медведева увенчались успехом. В прошлом году президент Медведев начал кампанию по борьбе с коррупцией, обнародовав пакет законодательных реформ. В этом “антикоррупционном” пакете впервые дается определение коррупции, вводится уголовное наказание для коррумпированных чиновников, а также требование для чиновников представлять декларации о своем имуществе и доходах.

Хотя российскому правительству предстоит еще очень большая работа, чтобы ввести в силу новое законодательство, президент Медведев положил прекрасное начало этому процессу. Мы считаем, что премьер-министр Путин также понимает, что борьба с коррупцией имеет решающее значение для будущего России. После пожара в ночном клубе в Перми в декабре прошлого года, унесшего как минимум 135 жизней, Путин сказал: “Эта трагедия обнажила все недостатки бюрократии: ее некомпетентность, коррумпированность и связи с бизнесом”.

В плане модернизации российской экономики премьер-министр заявил, что “компании-монополисты и крупные компании с государственным участием должны принять свои собственные программы, направленные на достижение мировых стандартов эффективности и прозрачности, а также на устранение коррупционных рисков”.

Закон о запрете подкупа иностранцев, Конвенция ООН против коррупции, Конвенция ОЭСР по борьбе с взяточничеством

Мы оказываем поддержку президенту Медведеву и премьер-министру Путину несколькими путями. Один из них –неизменное соблюдение нами Закона о запрете подкупа иностранцев, который в своей основе объявляет противозаконным дачу взятки иностранным правительственным должностным лицам для получения или сохранения бизнеса. Я оставлю нюансы специалистам, но скажу, что этот закон рассчитан на широкий охват и препятствует компаниям совершать действия, которые могут нанести ущерб мировой экономике в целом.

Кроме того, США призывают Россию поддержать предложенный механизм пересмотра Конвенции ООН против коррупции, которую она подписала, что превратит данный договор в более мощный инструмент борьбы с транснациональной коррупцией. Некоторые говорят, что Конвенция ООН против коррупции служит страховкой для бизнеса. И это, похоже, правильно. Когда государства четко выполняют обязательства, взятые на себя при подписании Конвенции, они тем самым дают понять мировому деловому сообществу, что их инвестиции защищены.

Аналогично этому США очень хотели бы чтобы Россия подписала Конвенцию ОЭСР по борьбе с взяточничеством, и мы по-прежнему готовы оказать ей в этом любое посильное содействие. Для этого мы перевели на русский язык Руководство для непрофессионалов к Закону о запрете подкупа иностранцев и распространили его среди правительственных чиновников, чтобы помочь им убедить правительство России присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе с взяточничеством.

Двусторонние отношения

Приверженность правительств США и России борьбе с коррупцией распространяется на наши двусторонние отношения. Посольство США уже давно осуществляет антикоррупционные проекты по всей России через программы, которые финансируют американские налогоплательщики. За последние несколько лет мы организовали учебные курсы для российских прокуроров о методах ведения в судах дел о коррупции. Совсем недавно мы помогли организовать визит в США делегации министерства внутренних дел России, основное внимание во время которого было уделено передовому опыту в борьбе с коррупцией.

Помимо этого, мы осуществили программы с целью расширения возможностей региональных торгово-промышленных организаций по повышению эффективности стратегий, затрагивающих предприятия малого и среднего бизнеса, программы по снижению до минимума уровня коррупции, с которой сталкиваются граждане и компании в России, путем внедрения понятия законности среди населения и должостных лиц, а также программы в поддержку разработки принципов и порядка борьбы с отмыванием денег в России.

Теперь у нас есть новый институт для расширения двустороннего сотрудничества между нашими странами в деловой и экономической сферах. Это – Двусторонняя президентская комиссия, созданная президентами Омабой и Медведевым в июле месяце. В Комиссию входят 16 рабочих групп, занимающихся разработкой программ более эффективных обменов, обучения и партнерств в ряде областей, начиная от космоса и заканчивая охраной окружающей среды. Две рабочие группы имеют непосредственное отношение к нашей деятельности по обузданию коррупции. Первая – это Рабочая группа по коммерческому развитию и экономическим отношениям, которую возглавляют министр торговли Гэри Лок и его российский коллега Эльвира Набиуллина. В состав рабочей группы входят представители разных министерств, включая министерства энергетики, сельского хозяйства, финансов, Государственного департамента, а также Торговый представитель США. Рабочая группа приветствует вклад как американских, так и российских деловых кругов, будь то отдельные компании или торгово-промышленные организации, потому что, по нашему мнению, это имеет принципиальное значение для успешного функционирования рабочей группы.

В этом смысле я призываю каждого из вас поделиться своими мыслями и идеями, чтобы мы могли положить их в основу продуктивной дискуссии.

Вторая группа, занимающаяся вопросами борьбы с коррупцией – это Рабочая группа по вопросам гражданского общества. Ее возглавляют специальный помощник президента США по России Майкл Макфол и первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. Борьба с коррупцией была включена в повестку дня первого заседания рабочей группы в полном составе. Эта рабочая группа создаст подгруппу по борьбе с коррупцией, которая будет заниматься разработкой и осуществлением конкретных совместных проектов. В поддержку этого через две недели представительство Агентства международного развития США начнет анализ того, как лучше поддержать усилия по борьбе с коррупцией. Самое главное – то, что Рабочая группа по вопросам гражданского общества признает важное значение, которое обе страны придают тому, что проблема коррупции становится частью политических споров в России. Эти споры ведутся в обеих странах, однако мы должны честно признать, что борьба с коррупцией в США и в России находится на разных стадиях. Для достижения реального и устойчивого прогресса в России эта дискуссия должна продолжаться до тех пор, пока сами россияне не найдут способы борьбы с коррупцией, с которой они сталкиваются, а часто даже оказываются вовлечены в нее, чтобы решить какие-то проблемы, например, при открытии новой фирмы, поступлении в университет, в случае госпитализации либо просто чтобы спокойно доехать на машине домой.

Выводы

В заключение хочу сказать, что мы поддерживаем Россию и россиян в их усилиях по борьбе с коррупцией и созданию конкурентоспособной инновационной экономики как через Двустороннюю президентскую комиссию, так и через наши повседневные рабочие отношения, потому что основные интересы США в России заключаются в сотрудничестве с российским руководством в целях достижения стабильности и процветания в мире путем развития демократии, свободной торговли и конструктивных взаимоотношений между странами.

Я считаю, что та работа, которую вы выполняете в качестве управляющих компаний, работающих в России, может очень сильно помочь России в ее усилиях по снижению уровня коррупции и повысить уровень инвестиций как со стороны отечественных, так и зарубежных предприятий.

В результате повысится уровень жизни всех россиян и будет создана конкурентоспособная экономика, интегрированная в мировую торговую систему.

Программа "Уменьшение риска коррупции для российского бизнеса"



Возврат к списку