Краудфандинг

Говоря простым языком, краудфандинг – это когда много мелких инвесторов объединяется, и все вместе они осуществляют финансирование либо бизнеса, либо дают займы частным лицам, и все это – через специальную краудфандинговую площадку.


Краудфандинг может иметь следующие формы:

  • Краудлендинг – когда мелкие инвесторы дают в долг кому-то (физлицам или малому и среднему бизнесу);

  • Краудинвестинг – когда мелкие инвесторы инвестируют в какие-то проекты;

  • Краудфандинг – часто используется как обобщение для краудлендинга и краудинветсинга, но может иметь еще значение коллективного привлечения финансов на безвозмездной основе в какие-то активности или проекты.

Данный вид инвестиций в бизнес находится еще только в стадии законодательного регулирования. Тем не менее уже сейчас вы можете использовать краудфандинг, чтобы инвестировать в займы малого и среднего бизнеса, выходя на доходность около 18-20 % годовых через краудфандинговые площадки, либо, если вы – владелец бизнеса, то привлекать деньги в бизнес через краудфандинг, но ставка будет явно выше 20% 9если вы привлекаете займ, а не средства в капитал), плюс нужно будет заплатить % краудфандинговой площадке за привлечение (обычно около 5%).

Такие площадки представляют собой посредника между инвестором и бизнесом, которому нужны деньги на развитие. Бизнес отправляет на краудфандинговую площадку заявку на займ, та в свою очередь оценивает стабильность бизнеса и, в случае одобрения (одобряется обычно не более 5 % заявок), компания получает доступ к привлечению средств через краудфандинговые площадки, а площадки, соответственно, привлекают инвесторов, предлагая им инвестировать в отобранные ей компании. Таким образом, площадка играет роль фильтра, так как, если инвестор не владеет богатым опытом оценки бизнеса и риск-менеджментом, ему будет трудно самому оценить платежеспособность того или иного бизнеса. Тем не менее отбор краудфандинговой площадкой компаний не является гарантией возвратности. Инвестиции в займы малому и среднему бизнесу – это все равно риск, который, благодаря отсеву площадкой, просто понижается. На сегодня уровень дефолтов по краудфандинговым инвестициям находится на уровне 10-15 %.

Порог входа в краудфандинговые инвестиции зависит от площадки: это может быть и 5 тыс. руб. (Penenza), и 10 тыс. руб. («Поток»), и 100 тыс. руб. (StartTrack).


Примеры краудфандинговых площадок: StartTrack, «Поток», Penenza.