Левая колонка
Опрос

Модуль опросов не установлен.



Учителю

Введение  

Каждый день мы принимаем множество решений. Большую часть решений мы принимаем легко, например, «во что сегодня одеться?» или «что приготовить на ужин?». Другие решения более сложны: «Должен ли я купить новый или подержанный мобильный телефон?»

По мере того как развиваются навыки принятия решений, качество жизни человека улучшается. В результате правильных решений эффективнее используются время, деньги и другие ресурсы.

Этот урок позволит учащимся узнать больше о процессе принятия решений. В начале урока дано краткое описание процесса принятия решений, а также материалы для обсуждения различных внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений.

Обычно люди не всегда осознают экономические факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения. К таким экономическим факторам относятся: инфляция, процентные ставки в банках, уровень безработицы и другие. Не учитываются и другие возможные риски, связанные с принятием решений. Учащимся необходимо уметь оценивать стоимость альтернативных решений – что опять же часто игнорируется при принятии решений.

В заключение урока представлены стратегии для анализа результатов принятых решений. Учащимся следует попытаться улучшить качество принимаемых решений, исходя из собственного опыта.

Цели урока

Научить учащихся понимать факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения, познакомить с основными методами принятия решений, дать практические навыки анализа проблем, поиска возможностей и необходимых решений.

Задачи урока

  • Определить возможные решения
  • Знать стадии процесса принятия решений
  • Уметь объяснять факторы, которые могут повлиять на процесс принятия решений, а также приводить примеры решений, на которые повлияли такие факторы
  • Знать наиболее распространенные стратегии принятия решений, уметь приводить примеры использования таких стратегий
  • Анализировать то, как экономические условия влияют на личные и финансовые решения
  • Определять риски и возможности, связанные с личными и финансовыми решениями

Методические указания

Приложения

Практикум

 

Методические указания

Подготовка к занятиям.

Воспользовавшись «Методическими указаниями» разработайте собственный план действий. Примите во внимание аудиторию и выберите из урока наиболее интересную на ваш взгляд информацию для учащихся. Для наглядности используйте Приложения к уроку. Поощряйте участие слушателей в дискуссиях, обсуждениях и т.п. Заранее подготовьте раздаточный материал к уроку, в количестве, немного превышающем количество учащихся.

Необходимые инструменты

  • Проектор (Если проектор недоступен, приготовьте фотокопии необходимых материалов)
  • Приложения
  • Бланки для самостоятельной работы
  • Чистые листы бумаги
  • Маркеры

План урока «Принятие финансовых решений»:

Процесс принятия решений

Используйте Приложение «Процесс принятия решения», для того чтоб продемонстрировать классу как принимается решение.

Попросите учащихся выбрать несколько собственных решений (например, идти ли на вечеринку, жить ли отдельно от родителей, купить ли машину, звонить ли на работу, чтобы взять отгул из-за плохого самочувствия и т. д.) и рассмотреть процесс их принятия. 

Попросите их воспользоваться Бланком для самостоятельной работы  «Процесс принятия решения», чтобы принять какое либо решение.

Попросите нескольких учащихся прокомментировать  результаты работы.  

Приложение «Процесс принятия решения»

 

Бланк для самостоятельной работы  «Процесс принятия решения»   

 

Интервью (Попросите учащихся поговорить с людьми о лучших и худших решениях в их жизни, и том как они были приняты)

 

Какие решения нам приходится принимать?

Рассмотрите примеры различных решений для представителей различных возрастных групп  

Для подростков

  • Поступление в институт
  • Сбережение денег
  • Получение работы на неполный день

Для молодежи

  • Покупка машины
  • Сбережение денег
  • Переезд от родителей
  • Покупка собственного жилья

Для взрослых

  • Сбережение денег
  • Смена карьеры
  • Выбор места жительства в пенсионном возрасте

Попросите учащихся пополнить перечень своими примерами. Используйте Приложение «Процесс принятия решения», чтобы принять решение по одному из перечисленных вопросов. Обсудите возможные результаты.

Приложение «Процесс принятия решения»

Почему принимать решения иногда так сложно? 

Обсудите с учениками, почему нам иногда так сложно принимать решения?

Что по их мнению может осложнить процесс принятия решения? 

Факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения

Используя Приложение «Факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения» продемонстрируйте учащимся факторы, которые могут оказывать влияние на принимаемые нами решения.

  • А. Ценности. Что важно для вашей семьи и других ваших близких?
  • В. Ровесники. Люди, которых вы знаете Их позитивное и негативное воздействие на ваше поведение.
  • С. Привычки. То, что вы привыкли делать.
  • D. Чувства (любовь, злость, фрустрация, равнодушие, неприязнь)
  • Е. Семья. Предпочтения вашей семьи. Решения, которые принимают другие члены вашей семьи.
  • F. Риск и последствия. Что (или как много) вы хотите выиграть? Что (или как много) вы готовы потерять?
  • G. Возраст: молодой. взрослый

Попросите учащихся привести собственные примеры факторов и объяснить, как они оказывают влияние на принимаемые им решения.  

Приложение «Факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения»

Распространенные стратегии принятия решений  

Используя Приложение «Основные стратегии принятия решений», продемонстрируйте и расскажите учащимся об общераспространенных стратегиях принятия решений.

Спонтанная. Выбор первого решения, которое приходит на ум. Незначительное обдумывание или отсутствие обдумывания вообще в отношении последствий выбора.

Согласие. Выбор поведения в соответствии с ожиданиями семьи, школьных учителей, коллег или ровесников.

Отсрочка. Откладывание обдумывания и действий до тех пор, пока выбор не становится ограниченным.

Тягостное обдумывание. Сбор информации до тех пор, когда анализ ситуации становится невозможным из-за огромного количества данных.

На поводу у желания. Выбор альтернативы, которая обещает наилучший результат. При этом возможный риск игнорируется.

Уклонение. Выбор альтернативы, которая с наибольшей вероятностью позволит избежать наихудшего результата.

Безопасность. Выбор альтернативы, которая имеет шансы на успех, но при этом вряд ли может встретить противодействие немногих людей, которая связана с минимальным риском.

Намерение. Выбор альтернативы, которая одновременно удовлетворит интеллектуальные и эмоциональные ожидания.

Синергетическая. Выбор альтернативы, которая имеет хорошие шансы на осуществление, и которая с наибольшей вероятностью вас удовлетворит.

Попросите учащихся в классе инсценировать различные стратегии принятия решений, которые они использовали при принятии собственных решений. Обсудите, насколько используемые стратегии применимы для работы с этими решениями. Обсудите, какие факторы могли повлиять на процесс принятия решений.

Приложение «Основные стратегии принятия решений»  

 

 

Презентация (Попросите учащихся представить в классе примеры сильных и слабых стратегий принятия решений)

Как экономические условия влияют на принимаемые решения?

Используя Приложение «Влияние экономики на принятие решений», продемонстрируйте и расскажите учащимся об влиянии экономического состояния на личные финансовые решения.

  • Рост цен приводит к удорожанию товаров и услуг и меньшей покупательной способности денег.
  • Увеличение потребительских расходов в отношении некоторых товаров и услуг может привести к появлению новых рабочих мест в отраслях, связанных с их производством.
  • Уменьшение ставки процента приводит к увеличению потребительских расходов, увеличение ставки ведет к росту сбережений и снижает объемы потребительского кредитования.
  • Большой объем предложения денег обычно ведет к уменьшению процентной ставки, а меньший объем предложения денег обычно повышает процентную ставку и сокращает потребительские расходы.
  • Высокая безработица сокращает потребительские расходы и ведет к тому же к сокращению возможностей выбора работы.
  • Рост строительства жилья обычно положительно влияет на рынок рабочей силы и потребительские расходы.
  • Растущий ВВП обычно указывает на экономический рост в стране.
  • Высокие цены на акции обычно говорят о стабильности экономики страны и хорошие условиях для бизнеса, работников и потребителей.

Попросите учащихся исследовать существующие экономические условия и определить возможный эффект, который они могут оказать на личные финансовые решения.

Обсудите с учащимися, какие последствия может оказать текущая экономическая ситуация на их личные финансовые решения. Рассмотрите несколько примеров.

Приложение «Влияние экономики на принятие решений»

Интернет практикум (Попросите учащихся найти в Интернете текущую информацию о ставке рефинансирования и инфляции)

 

Риски и альтернативные затраты при принятии решений

Используя Приложение «Риск, связанный с принятием решения», рассмотрите с учащимися основные виды рисков сопровождающие процесс приятия решений.

Любое решение связано с риском. Решения, имеющие отношения к личным целям и финансам обычно сопровождаются следующими видами риска:

Личный риск. Факторы, которые могут привести к тому, что желаемое положение вещей не будет достигнуто. Личный риск может принять форму неудобства, раздражения, угрозы безопасности или здоровью.

Риск инфляции. Рост цен приводит к уменьшению покупательной способности. То есть откладывание покупки будет означать большую цену в будущем.

Риск процентной ставки. Изменения процентной ставки влияет на ваши затраты (когда вы занимаете деньги) и вашу выгоду (когда вы сберегаете и инвестируете)

Риск, связанный с изменениями дохода. Смена работы или ее потеря может поменять образ жизни работника, снизив его доходы. Меньший доход означает меньшую покупательную способность.

Риск ликвидности. Некоторые виды сберегательных инструментов (банковские сертификаты, например) и инвестиционных инструментов (недвижимость, например) сложно быстро перевести в деньги, их ликвидность ограничена.

 Приложение «Риск, связанный с принятием решения»

Временная стоимость денег

Используя Приложение «Альтернативные издержки и временная стоимость денег», рассмотрите с учащимся понятие альтернативных издержек, обсудите их влияние на принятие решений.   

  • Альтернативные затраты имеют отношения к тем альтернативам, от которых отказываются, когда решение принято. Эти затраты могут потребовать один или нескольких из ваших ресурсов (время, деньги, усилия)
  • Личные альтернативные затраты могут включать время, здоровье или энергозатраты. Например, время, потраченное на изучение предмета, означает, что оно было потеряно для отдыха или заработка денег. Однако, эти альтернативные затраты могут окупиться, когда ваши знания и квалификация как работника улучшатся.
  • Финансовые альтернативные затраты
  • Включают в себя денежную оценку принятого решения. Например, покупка чего-либо из сберегаемых вами денег означает, что вы не сможете больше получать процент на эту сумму.
  • Временная стоимость денег.

Может быть использовано, чтобы измерить финансовые альтернативные затраты используя процентную ставку.

Пример.  Покупка на 25000 рублей вместо того, чтобы инвестировать эти деньги, означает, что при процентной ставке 10% в год, стоимость вашего решения – 2500 рублей.

Расчеты: 25000х10%=2500 руб. Через десть лет с учетом сложного процента эти 2500 рублей в год превратятся в 30000 рублей.

Приложение «Альтернативные издержки и временная стоимость денег»

Анализ принятых решений

Приведите примеры принятых решений, если возможно, используйте видеозаписи. Попросите учащихся идентифицировать стратегии принятия решений использованных героями Ваших примеров.

Попросите учащихся задокументировать процесс принятия решений, используя бланк для принятия решений. 

Обсудите с учащимися, насколько хорошо сработала та или иная стратегия.

 Бланк для самостоятельной работы  «Процесс принятия решения"

 

Тест и ответы

Раздайте бланк Теста учащимся, воспользовавшись  Ответами, представьте результаты тестирования учащимся.

Обсудите результаты теста. Вернитесь и разберите наиболее частые ошибки допущенные учениками. Поощряйте желание учащихся спрашивать.

Бланк тест и ответы

 

Приложения

 Процесс принятия решений:

1. Определите проблему.

2. Соберите информацию и составьте список возможных вариантов решения проблемы.

3. Продумайте последствия выбора каждого из решений.

4. Выберите наилучший план действий.

5. Оцените результаты.

Факторы, которые могут повлиять на принимаемые решения:

А. Ценности - Что важно для вашей семьи и ваших близких?

В. Ровесники - Люди, которых вы знаете. Их позитивное и негативное воздействие на ваше поведение.

С. Привычки - То, что вы привыкли делать.

D. Чувства (любовь, гнев, фрустрация, равнодушие, неприязнь)

  • в случае принятия определенного решения
  • в случае отказа принимать решение

Е. Семья - Предпочтения вашей семьи. Решения, которые принимают члены вашей семьи.

F. Риск и последствия.

  • что (или как много) вы хотите выиграть
  • что (или как много) вы готовы потерять

G. Возраст.

  • молодой
  • зрелый

Основные стратегии принятия решений

Спонтанная. Выбор первого решения, которое приходит на ум. Недостаточно обдуманные или вообще необдуманные последствия выбора.

Согласие. Выбор поведения в соответствии с ожиданиями семьи, школьных учителей, коллег или ровесников.

Отсрочка. Откладывание выработки путей решений и соответствующих действий до тех пор, пока выбор не становится ограниченным.

Тягостное обдумывание. Сбор информации до тех пор, пока анализ ситуации не станет невозможным из-за огромного количества данных.

На поводу у желания. Выбор альтернативы, которая обещает наилучший результат. При этом возможный риск игнорируется.

Уклонение. Выбор альтернативы, которая с наибольшей вероятностью позволит избежать наихудшего результата.

Безопасность. Выбор альтернативы, которая имеет шансы на успех, но при этом вряд ли может встретить противодействие немногих людей и которая связана с минимальным риском.

Намерение. Выбор альтернативы, которая одновременно удовлетворит интеллектуальные и эмоциональные ожидания.

Синергетическая. Выбор альтернативы, которая имеет хорошие шансы на осуществление, и которая с наибольшей вероятностью вас удовлетворит.

Влияние экономики на принятие решений

  • Цены. А также изменения в покупательной способности рубля. Инфляция.
  • Потребительский спрос. Потребность в товарах или услугах.
  • ВВП (Валовой внутренний продукт). Полная стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны.
  • Количество построенного и введенного в строй жилья.
  • Процентные ставки.
  • Стоимость заимствования денег.
  • Денежная масса.
  • Деньги, доступные в экономике.
  • Фондовые индексы (такие как РТС, ММВБ, Dow Jones Averages, Standart&Poors 500 в США и др.). Индикаторы трендов в отношении стоимости акций.
  • Уровень безработицы. Количество людей, которые официально признаны безработными.

Риск, связанный с принятием решения

Любое решение связано с риском. Решения, имеющие отношения к личным целям и финансам обычно сопровождаются следующими видами риска:

Личный риск. Риск того, что различные факторы могут не позволить достичь желаемого положения вещей. Личный риск может принять форму неудобства, раздражения, угрозы безопасности или здоровью.

Риск инфляции. Рост цен приводит к уменьшению покупательной способности населения. То есть отсрочка покупки будет означать большую цену в будущем.

Риск процентной ставки. Изменения процентной ставки влияют на ваши затраты (когда вы занимаете деньги) и вашу выгоду (когда вы сберегаете деньги и/или инвестируете)

Риск, связанный с изменениями дохода. Смена работы или ее потеря может поменять образ жизни работника, снизив его доходы. Меньший доход означает меньшую покупательную способность.

Риск ликвидности. Некоторые виды сберегательных инструментов (например, банковские сертификаты) и инвестиционных инструментов (например, недвижимость) сложно быстро перевести в деньги, их ликвидность ограничена.

Альтернативные издержки и временная стоимость денег

Альтернативные затраты имеют отношения к тем возможным вариантам, от которых отказываются, когда конкретное решение принято. Эти затраты могут потребовать один или несколько из ваших ресурсов (время, деньги, усилия)

Личные альтернативные затраты. Могут включать время, здоровье или энергозатраты. Например, время, потраченное на изучение предмета, означает, что оно было потеряно для отдыха или заработка денег. Однако, эти альтернативные затраты могут окупиться, когда ваши знания и квалификация как работника улучшатся.

Финансовые альтернативные затраты. Включают в себя денежную оценку принятого решения. Например, покупка чего-либо из сберегаемых вами денег означает, что вы не сможете больше получать процент на эту сумму.

Временная стоимость денег. Может быть использовано для измерения финансовых альтернативных затрат, используя процентную ставку.

Пример:

Покупка на 25 000 рублей вместо того, чтобы инвестировать эти деньги, означает, что при процентной ставке 10% в год, стоимость вашего решения – 2 500 рублей.

Расчеты: 25 000 х 10% = 2 500 руб.

Через десять лет с учетом сложного процента эти 2 500 рублей в год превратятся в 30 000 рублей.

Практикум

Бланк для самостоятельной работы  «Процесс принятия решения»

Воспользуйтесь бланком для принятия какого либо решения вами. Будьте готовы прокомментировать результаты работы.

Проблема, требующая решения

__________________________________________

Полезная информация и список возможных решений в сложившейся ситуации

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Последствия выбора каждого из решений

_________________________________________

_________________________________________

Наилучший план действий

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Оценка возможных результатов

_____________________________________________

_________________________________________

 

Бланк-тест «Принятие финансовых решений»

Верно – не верно?

1.      _________ Процесс принятия решения начинается со сбора информации.

2.      _________ Отсрочка – это пример того, как состояние экономики влияет на процесс принятия решения.

3.      ________ Более высокие процентные ставки влекут за собой более высокую цену денежных заимствований.

4.      ________ Рост цен ведет к уменьшению покупательной способности в отношении к инфляционному риску.

5.      ________ Процент, зарабатываемый на инвестициях, может быть расценен как «временная стоимость денег»

 

Выберите правильный ответ.

6.      __________ Последний этап в процессе выбора решения это:

А. Оценка результата.

В. Сбор информации.

С. Определение проблемы.

D. Выбор наилучшего направления действий.

7.      ___________ Изменения в покупательной способности денег измеряются:

А. Уровнем безработицы.

В.  Предложением денег.

С. Индексом потребительских цен.

D. Процентной ставкой.

8.      __________ Потребительские затраты обычно растут, когда:

А. Уровень безработицы высок.

В. Процентные ставки низкие.

С. Налоги растут.

D. Люди сберегают больше денег на банковских счетах.

9.      ___________ Инвестиции, которые сложно превратить в наличные, обычно имеют повышенный риск:

А. Инфляционный.

В. Экономический.

С. Доходности.

D. Ликвидности.

10.  ___________ То, от чего отказываются, когда принимают решение, называется:

А. Временная стоимость денег.

В. Личный риск.

С. Альтернативные затраты.

D. Спонтанность.

Ситуация. Недавно Роман решил переехать в другой город, где больше возможностей найти хорошую работу. Обсудите персональные и финансовые факторы, которые стоит учесть в этой ситуации. Какие риски могут сопровождать это решение?

Бланк ответы на тесты.

Верно – не верно?

11.  ___Нет____ Процесс принятия решения начинается со сбора информации.

12.  ___Нет____ Отсрочка – это пример того, как состояние экономики влияет на процесс принятия решения.

13.  ___Да___ Более высокие процентные ставки влекут за собой высокую цену денежных заимствований.

14.  ___Да___ Рост цен ведет к уменьшению покупательной способности в отношении к инфляционному риску.

15.  ___Да___ Процент, зарабатываемый на инвестициях, может быть расценен как «временная стоимость денег»

 

Выберите правильный ответ.

16.  ____А____ Последний этап в процессе выбора решения это:

А. Оценка результата.

В. Сбор информации.

С. Определение проблемы.

D. Выбор наилучшего направления действий.

17.  ____С_____ Изменения в покупательной способности денег измеряется:

А. Уровнем безработицы.

В.  Предложением денег.

С. Индексом потребительских цен.

D. Процентной ставкой.

18.  ____В____ Потребительские затраты обычно растут, когда:

А. Уровень безработицы высок.

В. Процентные ставки низкие.

С. Налоги растут.

D. Люди сберегают больше денег на банковских счетах.

19.  _____D____ Инвестиции, которые сложно превратить в наличные, обычно имеют повышенный риск:

А. Инфляционный.

В. Экономический.

С. Доходности.

D. Ликвидности.

20.  ____С____ То, от чего отказываются, когда принимают решение, называется:

А. Временная стоимость денег.

В. Личный риск.

С. Альтернативные затраты.

D. Спонтанность.

 Ситуация. Недавно Роман решил переехать в другой город, где больше возможностей найти хорошую работу. Обсудите персональные и финансовые факторы, которые стоит учесть в этой ситуации. Какие риски могут сопровождать это решение?

Персональные факторы, которые стоит учесть Роману, включают его профессиональную квалификацию, готовность расстаться с семьей и друзьями, а также личные долгосрочные цели. Экономическими факторами могут быть возможности трудоустройства в новом городе, стоимость жизни по сравнению с уровнем зарплаты. Риск в этой ситуации будет связан с удовлетворенностью существующей и новой работой, а также с воздействием экономических условий на возможности трудоустройства в настоящем и будущем.


Страница 1 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Количество показов: 34013

Возврат к списку